Михаил Леонтьев

Препятствием к объединению с Белоруссией была политика Лукашенко

 

- Михаил Владимирович, как бы Вы охарактеризовали перспективы взаимоотношений России и Белоруссии?

- У меня на этот счет есть глубокое политическое убеждение, а не прогноз. Анализировать и прогнозировать здесь ровным счетом нечего, потому что российско-белорусские отношения будут выглядеть так, как мы захотим. А как мы захотим, мне сказать трудно, поскольку я не являюсь субъектом принятия решений.

- А как, по Вашему мнению, должны выглядеть эти взаимоотношения?

- Как они должны выглядеть? Понятно, что это должно быть единое государство, отнюдь не исчерпывающееся союзом России и Белоруссии, поскольку у нас нет других предпосылок геополитического и геоэкономического выживания. Насколько я понимаю, на этой формальной аксиоме и базировался до сих пор весь процесс наших взаимоотношений. Другое дело, насколько она последовательно и реально проводилась в жизнь обеими сторонами процесса. То, что сейчас произошло, может иметь для российско-белорусских отношений, как позитивный результат, так и негативный. Если мы возьмем за аксиому, что Россия будет стремиться к объединению, и последовательно добиваться этого, как главной цели, то, безусловно, то, что произошло, имеет позитивный результат. Потому что в значительной степени препятствием к объединению все последнее время была политика Лукашенко, который использовал идею объединения для различных маневров. А нынешняя ситуация резко ограничивает амплитуду маневра для него, в первую очередь. Если мы будем вести дело именно к этому, то все понятно. Никаких проблем нет.

Если мы исходим из того, что сами не знаем, чего мы хотим, а такая концепция есть, и у нас много разных центров принятия решений, в этом случае, то, что сейчас произошло, представляет определенную опасность. Поскольку есть и стимулы, и соблазны изменить амплитуду движения. И с белорусской стороны, которая сильно обижена, в первую очередь, очевидным публичным поруганием, проигрышем. И со стороны российской, которая добилась, вроде бы, чего хотела. И если мы ставим цели коммерческого характера, среднесрочного и краткосрочного, выше стратегических, геополитических, и вообще политических, то тогда есть соблазн просто двигаться дальше в этом же самом направлении. То есть исповедовать то, что называется крайний прагматизм во внешней политике. Совсем недавно мы этим гордились даже.

Но есть еще один момент – наша политика в отношении постсоветского пространства, с моей точки зрения, не может рассматриваться по критериям внешней политики. Это не значит, что она не должна быть в чем-то прагматичной. Но при этом, у меня нет никаких оснований считать, что для России, для нынешней российской власти, да и вообще для российской власти вопрос объединения не является приоритетным. И если это так, то тогда вообще все можно воспринимать оптимистически. Опять же я говорю, что это допущение. Это допущение, поскольку российская политика в целом стратегически не глобализована. Я много раз об этом говорил, мне кажется, что это такие правила игры, не глобализовать стратегические цели, и поэтому о целях можно догадываться по некоторой последовательности позиций, решений и так далее в большей степени, чем по декларациям.

- Но декларируют свои геополитические цели многие государства.

- Вообще говоря, всегда страны стремятся свои геополитические цели декларировать. Но мы имеем основания полагать, что наши противники абсолютно не приемлют эти цели. И для них такая декларация будет просто пропагандистским подарком.

Материал взят с - www.kreml.org

Найти другие материалы в Интернете>>>

Высказаться

 

СОБЫТИЯ  И  АНАЛИЗ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

 

Hosted by uCoz