Павел Данилин

Так вы определитесь, Александр Григорьевич!

 

В нынешнем газово-нефте-политическом пред и постновогоднем (2006-2007 гг.) скандале между Белоруссией, российской компанией "Газпром" и нефтяниками есть одно немаловажное обстоятельство, которое, почему-то упускается из виду многими наблюдателями. И заключается оно в том, что Россия не вела, не ведет и не собирается вести никакой войны с Белоруссией. Ни политической, ни экономической. Никакой. Наша страна всего лишь просит Белоруссию определиться. А также пытается определиться сама с тем, что такое не только Белоруссия, но и другие государства постсоветского пространства.

Вообще, все происходящее сейчас в Минске можно охарактеризовать всего лишь одним, но вполне емким определением: детский сад. В 2006 году такой же детский сад творился в Киеве. Но что поделать, наши бывшие товарищи по СССР слишком заигрались в детство. Более того, я бы сказал, что многие из них в этом самом детстве и остались. А если говорить серьезно, то большая часть государств постсоветского пространства не являются состоявшимися в принципе.

Действительно – как можно назвать состоявшимся государством Грузию? Возможно, с ее длинными руками-щупальцами в виде этнических мафиозных преступных группировок, заправлявших в Москве, она и находилась на плаву. Возможно, визиты "старшего брата" из Вашингтона и давали ей уверенность, что она – великая демократическая республика на Кавказе. Но мы-то с вами помним зверства времен Гамсахурдиа, достойные фашистов. Мы помним, почему Абхазия и Южная Осетия не хотят возвращаться в одно государство к грузинами. Мы понимаем, что государство, которое держится на подачках из Вашингтона, из отчислений "воров" в пользу своей родины, и на том, что удается прислать из России грузинским гастарбайтерам – не может быть ни суверенным, ни независимым. И уж тем более не может считаться состоявшимся.

Грузия – пример хрестоматийный. Но аналогичная ситуация и с Арменией, и с Молдавией, и с Киргизией, и с Таджикистаном, и с Узбекистаном. Пожалуй, единственным состоявшимся суверенным государством на постсоветском пространстве (за исключением России и Прибалтики) является Казахстан. Который, в то же время, испытывает существенное давление со стороны Китая, а также имеет ряд нерешенных проблем, таких как незаселенный север страны, не преодоленная деиндустриализация, плохая экология, падение качества образования и значительные трудности с поддержанием научно-технического потенциала на том уровне, на который претендует Астана. Но, повторимся, Казахстан сейчас – наряду с Россией, Литвой, Латвией и Эстонией – входит в ряд стран, которые со всей ответственностью можно назвать состоявшимися.

Украина после прошлогодних пертурбаций вокруг дележки власти и аналогичных событий текущего года, похоже, уверенно взяла курс на то, чтобы пополнить эти ряды. Для чего, кстати, проводит максимально прагматичную политику и по отношению к Москве, и по отношению к Брюсселю, и по отношению к Вашингтону. Украина отказалась от попыток шантажа Москвы и Европы своим "уникальным" географическим положением, она особо не рассчитывает на преференции, понимает, что жить придется своим умом и своими силами. Словом, после прошлогоднего урока Украина стремительно заканчивает детский сад и отцепляется от маменькиного подола с тем, чтобы стать самостоятельным (или, как любят говорить в Киеве, самостийным государством). Причем, этот выбор нынешней власти, на Украине, похоже встречает широкую общественную поддержку. Украинцы действительно хотят впервые за всю длительную историю попробовать жить самостоятельно. Не исключено, что вскоре Киев станет шестым состоявшимся государством на пространстве бывшего СССР. (Впрочем, политический хаос созданный оранжевыми весной 2007 г., и ожидающийся аналогичный хаос осенью, внушает большие сомнения в реальности такой возможности; государство находящееся в состоянии перманентной «революции» вряд ли может считаться состоявшимся. – ред.)

А вот Белоруссия в эту когорту не входит даже близко. И дело тут не в экономических показателях, которые, как убедительно доказывают нам белорусские эксперты в последние 7-8 лет демонстрируют покорение одной высоты за другой. Дело тут не в формировании единой белорусской политической нации, о которой также убедительно рассказывают минские политологи. И даже не в том дело, что «батька» Александр Григорьевич Лукашенко клятвенно божится и обещает создать единое государство с Россией. И не в том, что параллельно с заверениями президента Белоруссии на нее ополчилась вся Европа. Все это не является значимым.

Значимо в белорусской ситуации лишь то, что это квазигосударство до сих пор даже для себя самого не решило – что оно собой представляет? То Лукашенко рассказывает о своем намерении сформировать блок транзитеров, который, дескать, покажет клятым москалям где раки зимуют. То тот же «батька» требует продавать газ по ценам Смоленской области. Так вы определитесь, Александр Григорьевич, что такое Белоруссия – самостоятельное государство или Смоленская область!?

Это, кстати, главное требование России к Белоруссии – определиться с тем, чем она на самом деле является. Либо она стремится стать частью общего Союзного государства, либо она нацелена на суверенное, независимое существование. В первом случае – необходимо продемонстрировать готовность к тому, чтобы стать этой частью. Во втором – необходимо прекратить совать в лицо России бумажку с надписью "Союзное государство" и перестать клянчить у Москвы подачки. Все очень просто.

Пока же Минск ведет себя как некая гипотетическая Минская область в составе Российской Федерации, которая по какой-то непонятной миру причине считает себя независимой от России, и на каких-то столь же непонятных основаниях требует относиться к себе как к самостоятельному государству. Всем, и в первую очередь самим белорусам, очевидно, что весь успех белорусской экономике зиждется на грандиозных преференциях со стороны России. Дотации дали белорусской экономике возможность развиваться очень неплохими темпами. Без этих дотаций все белорусское «чудо» закончится.

По сути дела, все это время Белоруссия выступала как несостоявшееся государство, живущее исключительно благодаря доброй воле Москвы. За это Лукашенко платил невнятными обещаниями "союза братских народов". Мне кажется, что такое положение дел должно быть оскорбительно в первую очередь для самих белорусов. Потому, что Россия к столь несмышленому поведению и неудачному состоянию дел в соседних государствах, в принципе, привыкла. Но Москва не собирается длить эту ситуацию вечно. Или дожидаться того, когда же батька уйдет со сцены, чтобы оставить после себя страну без политики и без шанса на то, чтобы состояться. Пример Туркменистана – очень поучителен в этом отношении.

Россия долго терпела. Тем более долго, что у нее не было четко разработанной политики по отношению к странам постсоветского пространства. В начале 2000-х такая политика начала создаваться. Предложение "мухи отдельно – котлеты отдельно", было почему-то проигнорировано. И сейчас, когда возник вопрос по поводу цены на газ, единственным аргументом Минска является потертая и заплеванная белорусским руководством бумажка под названием "Союзный договор" с надписью "Союзное государство". Причем, за этой бумажкой не стоит ничего, кроме несбывшихся ожиданий, обманутых надежд и постоянных нарушений белорусскими властями своих обещаний.

Чтобы не быть голословным, кратко перечислю то, что не было сделано. Белоруссия не согласовала Конституцию Союзного государства и блокировала тем самым шаги по интеграции. Белоруссия не согласовала вопросы введения единого рубля, и, тем самым отсрочила формирование единого экономического пространства. Белоруссия не пускает к себе российские компании – так, "Балтика" не смогла приобрести в Белоруссии завод, за который предлагала рыночную цену. Белоруссия обещала приватизировать "Белтрансгаз" на рыночных условиях, однако постоянно отказывалась сделать это. Такая вот "братская" политика соседнего государства.

Ярый защитник белорусского стиля ведения политики воскликнет: а как же Таможенный союз!? А знает ли этот защитник, что российские грузоперевозчики постоянно жалуются на то, что на белорусской территории они подвергаются не только поборам со стороны местных "крышующих" властных структур, но и прямому грабежу? Как в феодальные времена на границах брали свою мзду феодалы, также и в современной Белоруссии берут мзду с российских грузоперевозчиков.

На фоне всего вышесказанного очевидно, что "Союзный договор" является для Белоруссии фиктивным документом, который руководство этого государства использует для того, чтобы продолжать выклянчивать у России подачки. Что девальвирует единственный аргумент, который приводят в обоснование своей позиции белорусские власти. И, естественно, делает требования России понятными по сути, справедливыми по содержанию и железобетонными по крепости.

Напоследок. Уже очевидно, что Россия не заморозит Белоруссию этой зимой (2007). Лукашенко позволили выйти из ситуации, не потеряв лицо. Но требование определиться поставлено перед Лукашенко самым жестким образом. И от того, какой выбор сделает АГЛ (что такое Белоруссия – самостоятельное государство или Смоленская область) и будет зависеть будущее отношений между нашими государствами. Пора взрослеть. Время детских разводок и столь же детского "кидалова" осталось в прошлом.

Павел Данилин – Член правления фонда "Институт Развития"

Материал взят с - www.kreml.org

Найти другие материалы в Интернете>>>

Высказаться

 

СОБЫТИЯ  И  АНАЛИЗ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

 

Hosted by uCoz