Выработанная Европой высокая культура, ценная для всего человечества,
продолжает развиваться с различными вариациями в ряде европейских государств.
Несмотря на сложность строения этих государств, в каждом из них выработалось
единое национальное сознание, ценимое большинством граждан государства
сознательно или, по крайней мере, подсознательно. Но в тоже время в каждом из
них имеются лица, отталкивающиеся от великого национального целого и
предпочитающие ему особенности своей провинции. Они хотели бы возвести свою
провинцию на степень нации, образующей самостоятельное государство. Предпочитая
ценности своей провинции ценностям великой нации, в состав которой они входят,
они начинают критиковать её ценности, стараются видеть в ней действительные или
воображаемые недостатки и проникаются ненавистью к ней. Дальше своей колокольни
они ничего не видят. Такое умонастроение нельзя назвать национализмом: это -
провинциализм.
В наше время среди украинцев-эмигрантов сильно развился украинский
национализм, пропитанный ненавистью к России, доходящий до утверждения, что
враг номер один - не коммунизм, а русский народ. После падения советской
диктатуры такие украинцы хотят отделения Украины от России и образования от неё
самостоятельного государства. Но ведь в течение всей своей истории украинцы
считали себя русскими и, соединившись в ХVII веке с Россией, естественно так
слились с нею, что в большинстве случаев в общественной жизни даже и вопрос не
подымался о том, кто великоросс и кто малоросс.
Сепаратисты ненавидят слово “Малороссия”. Они упускают из виду, что это
название почетное, возникшее не в России, а в Византии. Основную часть страны
греки называли “Малая”, например, словами “Малая Эллада” они называли основную
Грецию на Балканском полуострове, а разросшаяся греческая колония в Южной
Италии - это “Большая Эллада”. Так и в применении к Руси в Византии словами
“Малая Россия” была названа Галицко-Волынская Русь, а впоследствии это название
распространилось на всю юго-западную Русь. Оно означает, что “Малороссия есть
основная Россия. Недаром в Летописи Нестора говорится: “Се повести времянных
лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда
русская земля стала есть”. Слова “малоросс” “белорус”, “великоросс”
подчеркивают единство этих трех ветвей русского народа.
Фанатики-сепаратисты, желая доказать, что русские и украинцы – два
разных народа, и преувеличивая значительность Украины, распространяют ложные
представления о ней. Об этом сказано в книге, которую написал любящий
Малороссию и Россию украинец А. Царинный (Стороженко) «Украинское движение».
Князь А.М. Волконский написал к этой книге обстоятельное введение. В нём он
говорит о четырех неправдах движения украинских сепаратистов “о неправде этнографической,
филологической, хронологической и географической”.
“Неправда этнологическая заключается в утверждении, что издревне
существовал особый украинский народ”. Из Несторовской летописи мы знаем племена
и места, где они расселились, “знаем, что все это были близкие по родству
племена, объединенные современниками под общим именем славян, а позднее, с
установлением государственности, под именем русских”.
“Филологическая неправда состоит в утверждении, что малоросский или
украинский язык самостоятельного, тоже славянского, но не русского
происхождения. Единство древнерусского языка бесспорно установлено наукой.
Возьмите отрывки из Новгородской, Киевской и Галицкой летописи, вычеркните
имена и года, дайте простому смертному, хотя бы и хорошо знакомому со славянской
грамматикой пусть определит из которой летописи каждый отрывок”. Конечно,
специалист-лингвист найдет различия, но не языка и даже не диалектов, а только
говоров. Три наречия русского языка, малоросское, белорусское и великорусское
стали развиваться после татарского нашествия, когда Малороссия и Белоруссия
были отдельны от остальной Руси и вошли в состав Литовско-Русского Государства,
вступившего потом в унию с Польшей.
Хронологическая неправда, говорит князь Волконский, “состоит в
сознательном переселении позднейших исторических событий, понятий, имен в
предыдущие века”, например, в утверждении, что Владимир Святой был правителем
Украины и крестил украинцев. “Неправда географическая состоит в том, что имя
Украины совершенно произвольно распространяют на соседние с ней земли. Украина
никогда до Черного моря не доходила: то пространство, которое со времен
Екатерины Великой звалось Новороссией, было в киевский период “степью”,
привольем враждебных Руси кочевников. С XV века оно принадлежало Турции; еще в
XVII веке оно оставалось для русских людей чужой землей: недаром звали его
“Диким полем”. От Турции его отвоевала Русская Империя”.
До середины XII века Киевский период был блестящей эпохой истории Руси.
Ростовско-Суздальская Русь находилась в теснейшей культурной и государственной
связи с Киевской областью. Непонятно, каким образом серьезный историк может
вопреки очевидности отрывать историю великорусских княжеств от истории
Киевского периода. Современный украинский историк Дорошенко в книге “История
Украины” пишет: “Украина и Россия принадлежит к одной и той же политической
системе, управлялись одной и той же династией, имели главой Церкви Киевского
митрополита и, таким образом, до известной степени имели общую жизнь”.
Напомню, только небольшое количество фактов, известных всякому
историку. Ярослав Мудрый был князем в Новгороде и потом, победив Святополка
Окаянного, стал также князем Киевским, а после смерти Мстислава овладел еще и
Тмутараканским княжеством. Умирая, он поручил своему старшему сыну Изяславу Киев
и Новгород. Сын его Святослав “владел Черниговом и землями, охватывавшими в
общей сложности громадное пространство от Чернигова до Рязани и Мурома, включая
сюда и земли вятичей. Ему же досталась и далекая Тмутаракань”. Сын Ярослава
Всеволод “получил самую южную землю Переяславскую, земли по Волге, а также
Ростов, Суздаль и Белоозеро”. Итак, с самого начала будущая Великороссия
находилась в тесной связи с Киевской областью. Другой, не менее значительный и
почитаемый всеми русскими великий князь Владимир Мономах (1113-1125), будучи
приглашен в Киев, остался вместе с тем князем переяславским и
ростово-суздальским. Не менее тесная связь Владимиро-Суздальской Руси и
будущего Московского государства с Киевской областью сохранялась благодаря
духовенству, главному носителю культуры того времени.
Примером могут служить проповеди епископа Серапиона, который был
сначала архимандритом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 году стал епископом
во Владимире в Суздальской области. Его проповеди были одним из образцов “Киевской
школы проповедничества”. Митрополит Максим перешел из Киева во Владимир в 1299
году. Митрополит св. Петр, родом из Галиции, существенно содействовал
возвышению Москвы, когда перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву
(1308-1325). Митрополит св. Алексий (1355-1377) родился в Москве, но он был
сыном черниговского боярина, переселившегося в Москву. Живя в Москве, они, тем
не менее, титулировались: “Митрополит Киевский и всея Руси”.
Впервые после политического обособления юго-западной от северной и
северо-восточной Руси, когда Галиция, Волынь и Киевская область вошли в состав
Литовско-Русского государства, вступившего потом в унию с Польшей, началось то
развитие языка и общественной жизни, вследствие которого возникли три ветви
русского народа – великороссы, малороссы и белорусы. Но и после политического
обособления малороссы и белоруссы сознавали себя русскими и боролись против
ополячения и окатоличевания за сохранение своей русскости и православия. Даже в
XIX веке, когда галичане во время революции 1848 года организовали национальный
Совет, они назвали его “Головна Руска Рада”. Когда Подкарпатская Русь была
после первой мировой войны присоединена к Чехословакии, был произведен в ней
референдум с целью выяснить, какой язык хотят иметь в школе карпатороссы. 82%
карпатороссов пожелали русского языка, и только 18% подали голос за украинский
язык. После присоединения части Малороссии к России в XVII веке украинский
народ спустя короткое время так слился с остальными русскими, что в большинстве
случаев только по фамилии или по месту рождения можно было догадаться, кто
малоросс, кто великоросс, и кто белорус.
Все три ветви русского народа совместными усилиями выработали великую
культуру, которая в конце XIX и начале XX века была на уровне
западноевропейской культуры. Чтобы согласиться с этим, достаточно вспомнить
русскую литературу, музыку, науку, инженерное искусство; после великих реформ
Александра II русский суд был выше западноевропейского; высоко развилось
земское и городское самоуправление; благолепие русского православного
богослужения теперь стало известен всему миру. Русский литературный язык
принадлежит к числу особенно высокоразвитых языков. Выработали его совместными
усилиями и великороссы, и малороссы, и белорусы. Достаточно вспомнить имена Гоголя
и Короленко, чтобы признать участие украинцев в том великом достижении.
Даже Шевченко писал свой дневник, не предназначенный для печатания, на
общерусском литературном языке. Думая о России, украинцам следовало бы
руководиться примером такого гения, как Гоголь. В своих произведениях Гоголь
прекрасно изобразил привлекательные черты малороссов и природы Малороссии. Он
страстно любил свою родину, но вместе с тем он любил весь русский народ,
русский язык и Россию, как государство. Национальное сознание его было
великодержавное русское. Интеллигентные малороссы творили в XIX веке великую
культуру в неразрывной связи со всем русским народом, не отделяя себя от
великороссов. Таковы, например, в области литературы Капнист, Гнедич
(переводчик Илиады), Гоголь, Достоевский, Короленко, Мордовцев; в области
философии Г.С. Сковорода, профессора Т.Ф. Осиповский, С.С. Гогоцкий, и особенно
Юркевич, приглашенный из Киевского университета в Московский; в области других
наук упомяну из множества видных ученых лишь несколько имен: историк
Костомаров, лингвист Потебня, математик В.Г. Имшенецкий, зоолог А.О.
Ковалевский, минералог В.И. Вернадский, сын его русский историк Г.В.
Вернадский, геолог H.И. Андрусов, Данилевские, Петрушевские, Прокоповичи. В
области живописи всем известный Лосенко, Левицкий, Боровиковский, Репин,
гениальный Врубель, композиторы Березовский, Бортнянский, Ведель. В
государственной деятельности – князь Александр Андреевич Безбородко в
царствование Екатерины II и Павла I, граф Иван Васильевич Гудович, выдающийся
полководец. Да разве всех перечислишь.
В состав подлинного национализма входит любовь к значительным событиям
исторического прошлого народа. К великому прошлому Малороссии принадлежит
множество событий и процессов, неразрывно связывающих ее с Россией. Блестящий
Киевский период был, как установлено с абсолютной очевидностью, тем общим
корнем, из которого вслед за ним выросли на западе украинская и на
северо-востоке великорусская ветвь русского народа. Когда юго-западная Русь
политически была обособлена от северной и северо-восточной Руси, украинцы и
белорусы вели героическую борьбу за сохранение своей русскости и Православия,
основывая братства (например, Львовское), школы, типографии. После соединения
части Малороссии с Московским государством, которое вскоре стало Российской
Империей, малороссийский народ вместе с великорусским создал величие Империи.
Тяжелую борьбу приходилось вести русскому народу вместе с Малороссией против
турок и крымских татар. В 1677-1681 годах происходила русско-турецкая война, в которой
следует отметить два чигиринские похода.
Для защиты Малороссии в первом чигиринском походе 1677 г. участвовала
русская армия из 32 тысяч бойцов и около 25 тысяч казаков с гетманом
Самойловичем во главе. Во втором чигиринском походе в 1678 г. русская армия
состояла из 50 000 и около 40 000 было казаков. По Бахчисарайскому мирному
договору турки признали Левобережную Малороссию и Киев частью Русского
государства. Особенно ясно обнаружилось отношение малороссов к России, когда
шведская армия Карла XII вторглась на Украину. Мазепа изменил России, но за ним
последовало менее 5 000 казаков, а остальное население осталось верным России,
выдержало осаду Полтавы, боролось со шведами в составе русской армии, а также в
партизанских отрядах.
Говоря о великом прошлом Украины, связывающем ее с великим прошлым
России, на первый план нужно поставить воспоминание о первоклассной культуре,
выработанной сообща всеми тремя ветвями русского народа во второй половине XIX
века и в начале XX века. Если сепаратистам-украинцам удалось бы отделить
Украину от России и образовать самостоятельное государство, культура Украины
пострадала бы. Отрекшись от великой прошлой культуры, выработанной путем
органической связи всех трех ветвей русского народа, шовинисты-украинцы
достигли бы только ускоренного развития провинциальных особенностей своего
языка и своего быта. Любовь к своему быту и наречию может и должна быть
удовлетворена в форме федерации с остальными областями России, федерации такой,
при которой единство культуры и великие задачи ее были бы сохранены.
В наше время появился и белорусский сепаратизм. О нем после
рассмотрения украинского сепаратизма можно высказать очень кратко аналогичные
соображения. Подобно украинскому, белорусский язык с его фонетическими и
морфологическими особенностями стал развиваться в XIV-XVI веках, западные
области русского народа были политически обособлены от восточных. Как и
украинцы, белорусы все время боролись за свою русскость и за Православие против
ополячивания и окатоличивания. Сознание того, что белорус есть русский, мне
хорошо знакомо, потому, что я сам белорус, родившийся в Двинском уезде
Витебской губернии в местечке Креславка на берегу западной Двины. Учась в
Витебской гимназии, я, в возрасте двенадцати лет, читал только что появившуюся
книгу “Витебская старина” (1883 г.). Из нее я узнал о нескольких веках борьбы
белорусов за свою русскость и Православие. С тех пор мне стало ясно, что
называние себя белорусом имеет географическое значение, а этнографически для
белоруса естественно сознавать себя русским, гражданином России.
Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965) -
выдающийся представитель русского религиозно-философского ренессанса начала ХХ
века, классик русской философской мысли, крупнейший представитель
отечественного интуитивизма. Его перу принадлежат такие фундаментальные труды,
как “Свобода воли”, “Условия абсолютного добра”, “Мир как органическое целое” и
др. Высланный в 1922 году из России, Лосский всю свою жизнь прожитую за
рубежом, продолжал ощущать себя гражданином своего Отечества, публицистически
откликаясь на проходившие там события. Статья «Украинский и белорусский
сепаратизм» была впервые опубликована в журнале “Грани” в 1958 году и, несмотря
на более чем сорокалетний возраст, она сегодня ещё более актуальна, чем прежде.
Статья приведена с некоторыми сокращениями.
Материал взят с - www.edrus.org
Найти другие материалы в Интернете>>>